Языки

Приемы постановки

Постановка свистящих

Межзубный сигматизм

Для постановки звука [с] используется зонд №2 (включаются в работу двигательно-кинестетические ощущения).  Зонд вводится сначала плашмя, а потом вталкивает язык в ротовую полость к основанию нижних резцов и фиксирует кончик языка у их основания (при помощи петли зонда №2).

Призубный сигматизм

Основная цель – выработка правильной артикуляции: опускание кончика языка к основанию нижних зубов. Вводим зонд №2плашмя, опускаем кончик языка петлей зонда к основанию нижних резцов, фиксируя его в таком положении.

Можно использовать также:

зонд №4. Вводим зонд и надавливаем им на спинку языка;

зонд №3. Укладываем поперек языка и надавливаем на спинку, кончик опускается.

Боковой сигматизм

Основная цель – добиться замыкания ротовой полости с боков и создания желобка по средней линии языка для воспроизведения правильной артикуляции свистящих.

Используем зонд №1 или зонд №3; укладываем по средней линии и тянем вниз.

При постановке от фонемы  [т]  используем зонд №2 (если ребенок не упирает кончик языка в десны нижних резцов). При постановке от сочетания – зонд №4 или №3, чтобы опустить спинку языка и получить [с] от [с´]

Носовой сигматизм

Основная цель отработка правильного направления голосовыдыхательной струи, чтобы она проходила через рот, и подъем мягкого неба, чтобы оно приподнималось и прижималось к задней стенке глотки.

После операции для активизации мягкого неба необходим массаж твердого неба.

Проводится пассивная гимнастика мышц мягкого неба зонд №1, кончик которого нужно обернуть в стерильный бинт: проводим черточку на границе между твердым и мягким небом и быстро убираем зонд, вызывая рвотный рефлекс).

Шипящий сигматизм

Основная цель – выработать правильное звучание свистящих звуков, отдифференцировать их от шипящих звуков.

Используем межзубное произношение звука [с] (язык просовывается между зубами), после закрепления данной артикуляции зондом №2 переводим язык в зазубное положение.

Можно вместо использования межзубной  артикуляции применять зонд №3зонд №4 и опустить поднятую спинку языка.

Постановка шипящих

Постановка звука [ш] от звука [с]

При протяжном произнесении звука [с] в ротовую полость плашмя вводим зонд №5 (угол подъема индивидуален).

Аналогично осуществляется постановка звука [ж] от звука [з].

Постановка звука [ж] от звука [р]

При произнесении звука; с постепенным уменьшением силы выдоха, вводим зонд №5 под кончик языка, после этого просим ребенка сблизить зубы и округлить губы.

Постановка звука [щ]

При произнесении ась; вводим плашмя зонд №5 и слегка приподнимаем язык вверх и отодвигаем его назад. После этого делаем нажим на уголки рта для округления губ. Получаем «ащ».

Постановка звука [ч]

При произнесении слога ать зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы.

Постановка соноров

Постановка звуков [р], [р´]

Постановка звуков [р], [р´] предполагает  два этапа

На I этапе необходимо отработать фрикативный звук (без вибрации кончика языка). За основу берут звуки [ж], [ш] (верхней артикуляции). Эти звуки произносятся протяжно, без округления губ. Кончик языка перемещается вперед к альвеолам.

На  II этапе осуществляется отработка звука. шариковый зонд для произведения колебательных движений под языком из одной стороны в другую, таким образом, получим вибрацию кончика языка. Звук [р´] ставится после [р]. При этом твердый звук объединяется в слоги со смягчающей его гласной. Для постановки [р´] также используется шариковый зонд. Звук ставится от слогов зи, ази.

Постановка звука [л]

Постановка звука [л] по подражанию удается крайне редко.

Наиболее эффективным способом постановки звука [л] является использование зонда№3зонда№4зонда№5.

Постановка средне- и задненебных звуков

Постановка звука [к]

За исходный звук берется слог та. Ребенок  повторяет его многократно.  При этом нужно, используя  зонд №6 и зонд №5надавливать на кончик языка, слегка проталкивая его назад, вглубь рта.

При постановке этого звука  осуществляется три этапа:

I этап. Вводится в ротовую полость  зонд №6. Нажимаем на кончик языка, слегка проталкивая его вглубь, при этом ребенок произносит слог «та» необходимо добиться произнесения «тя».

II этап. Язык проталкиваем еще глубже, при произнесении слога «та» и еще большим проталкивании языка вглубь рта путем введения двух петель зонда №6получаем слог «тя».

III этап.  При более глубоком  проталкивании языка в полость рта путем введения трех петель зонда №6 получаем слог «ка».

Все три этапа постановки нельзя осуществлять на одном занятии. На каждый этап отводится несколько занятий.

При этом лучше уложить ребенка на кушетку, голову свесить (можно сидеть с запрокинутой головой), что облегчает процесс механического воздействия на язык (он условнорефлекторно оттягивается назад).

Постановка звука [г] .

При постановке звука [г] за исходный берем слог «да», при многократном произношении в ротовую полость вводим  зонд №5или  зонд №6,  получаем «дя», после «гя»,  «га».

Постановка звука [х].

За исходный берется слог «са», который многократно произносится,  в ротовую полость вводим  зонд №5 или  зонд №6. На первом этапе получаем «ся», на втором «хя», на третьем «ха».

Постановка звука [й].

За исходный берем слог «за» (используем зонд№5 и  зонд№6). Отодвигаем язык вглубь рта. На первом этапе получаем «зя», на втором «я», на третьем «й».

Постановка звуков при помощи зондов Волковой Л.С.

Постановка свистящих

Постановка звука [с].

При многократном произнесении слога «та» между альвеолами и кончиком (а также передней частью) языка вводится зонд №2 и слегка нажимается вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, можно изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

Постановка звука [ц].

Звук [ц] ставится от звука [т]

При произнесении слога «атс»  зондом №2 логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд №2 между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести слог «та». В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык.

Постановка шипящих

Постановка звука [ш].

При повторяющемся  произнесении слога «са» логопед под язык вводит зонд №5. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение  и регулирует степень подъема до появления звука [ш].

Аналогично осуществляется постановка звука [ж] от звука [з].

Постановка звука [ж] от звука [р].

При произнесении звука «р-р» с постепенным уменьшением силы выдоха, вводим зонд №5 под кончик языка, после этого просим ребенка сблизить зубы и округлить губы.

Постановка звука [ч].

Звук [ч] ставится от звука [т]

При произнесении слога «ти» или «ать» зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы.

Постановка соноров

Постановка звуков [р], [р ] аналогично методике Ф.А.Рау

Постановка звука [л]

Постановка звука [л] по подражанию удается крайне редко.

Наиболее эффективным способом постановки звука [л] является использование зонда №4.

Постановка средне- и задненебных звуков

Постановка звука [к], [г], [х] осуществляется аналогично методики Ф.А. Рау.

Используем зонд №5,  зонд №6,  зонд №7.

Постановка звука «й»

За исходный берем слог «за» (используем зонд №5,  зонд №6,  зонд №7). Отодвигаем язык вглубь рта. На первом этапе получаем «зя», на втором «я», на третьем «й».

5% знижки за репост

Выберите валюту