Постановка свистящих
Межзубный сигматизм
Для постановки звука [с] используется зонд №2 (включаются в работу двигательно-кинестетические ощущения). Зонд вводится сначала плашмя, а потом вталкивает язык в ротовую полость к основанию нижних резцов и фиксирует кончик языка у их основания (при помощи петли зонда №2).
Призубный сигматизм
Основная цель – выработка правильной артикуляции: опускание кончика языка к основанию нижних зубов. Вводим зонд №2плашмя, опускаем кончик языка петлей зонда к основанию нижних резцов, фиксируя его в таком положении.
Можно использовать также:
зонд №4. Вводим зонд и надавливаем им на спинку языка;
зонд №3. Укладываем поперек языка и надавливаем на спинку, кончик опускается.
Боковой сигматизм
Основная цель – добиться замыкания ротовой полости с боков и создания желобка по средней линии языка для воспроизведения правильной артикуляции свистящих.
Используем зонд №1 или зонд №3; укладываем по средней линии и тянем вниз.
При постановке от фонемы [т] используем зонд №2 (если ребенок не упирает кончик языка в десны нижних резцов). При постановке от сочетания – зонд №4 или №3, чтобы опустить спинку языка и получить [с] от [с´]
Носовой сигматизм
Основная цель отработка правильного направления голосовыдыхательной струи, чтобы она проходила через рот, и подъем мягкого неба, чтобы оно приподнималось и прижималось к задней стенке глотки.
После операции для активизации мягкого неба необходим массаж твердого неба.
Проводится пассивная гимнастика мышц мягкого неба зонд №1, кончик которого нужно обернуть в стерильный бинт: проводим черточку на границе между твердым и мягким небом и быстро убираем зонд, вызывая рвотный рефлекс).
Шипящий сигматизм
Основная цель – выработать правильное звучание свистящих звуков, отдифференцировать их от шипящих звуков.
Используем межзубное произношение звука [с] (язык просовывается между зубами), после закрепления данной артикуляции зондом №2 переводим язык в зазубное положение.
Можно вместо использования межзубной артикуляции применять зонд №3, зонд №4 и опустить поднятую спинку языка.
Постановка шипящих
Постановка звука [ш] от звука [с]
При протяжном произнесении звука [с] в ротовую полость плашмя вводим зонд №5 (угол подъема индивидуален).
Аналогично осуществляется постановка звука [ж] от звука [з].
Постановка звука [ж] от звука [р]
При произнесении звука; с постепенным уменьшением силы выдоха, вводим зонд №5 под кончик языка, после этого просим ребенка сблизить зубы и округлить губы.
Постановка звука [щ]
При произнесении ась; вводим плашмя зонд №5 и слегка приподнимаем язык вверх и отодвигаем его назад. После этого делаем нажим на уголки рта для округления губ. Получаем «ащ».
Постановка звука [ч]
При произнесении слога ать зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы.
Постановка соноров
Постановка звуков [р], [р´]
Постановка звуков [р], [р´] предполагает два этапа
На I этапе необходимо отработать фрикативный звук (без вибрации кончика языка). За основу берут звуки [ж], [ш] (верхней артикуляции). Эти звуки произносятся протяжно, без округления губ. Кончик языка перемещается вперед к альвеолам.
На II этапе осуществляется отработка звука. шариковый зонд для произведения колебательных движений под языком из одной стороны в другую, таким образом, получим вибрацию кончика языка. Звук [р´] ставится после [р]. При этом твердый звук объединяется в слоги со смягчающей его гласной. Для постановки [р´] также используется шариковый зонд. Звук ставится от слогов зи, ази.
Постановка звука [л]
Постановка звука [л] по подражанию удается крайне редко.
Наиболее эффективным способом постановки звука [л] является использование зонда№3, зонда№4, зонда№5.
Постановка средне- и задненебных звуков
Постановка звука [к]
За исходный звук берется слог та. Ребенок повторяет его многократно. При этом нужно, используя зонд №6 и зонд №5надавливать на кончик языка, слегка проталкивая его назад, вглубь рта.
При постановке этого звука осуществляется три этапа:
I этап. Вводится в ротовую полость зонд №6. Нажимаем на кончик языка, слегка проталкивая его вглубь, при этом ребенок произносит слог «та» необходимо добиться произнесения «тя».
II этап. Язык проталкиваем еще глубже, при произнесении слога «та» и еще большим проталкивании языка вглубь рта путем введения двух петель зонда №6получаем слог «тя».
III этап. При более глубоком проталкивании языка в полость рта путем введения трех петель зонда №6 получаем слог «ка».
Все три этапа постановки нельзя осуществлять на одном занятии. На каждый этап отводится несколько занятий.
При этом лучше уложить ребенка на кушетку, голову свесить (можно сидеть с запрокинутой головой), что облегчает процесс механического воздействия на язык (он условнорефлекторно оттягивается назад).
Постановка звука [г] .
При постановке звука [г] за исходный берем слог «да», при многократном произношении в ротовую полость вводим зонд №5или зонд №6, получаем «дя», после «гя», «га».
Постановка звука [х].
За исходный берется слог «са», который многократно произносится, в ротовую полость вводим зонд №5 или зонд №6. На первом этапе получаем «ся», на втором «хя», на третьем «ха».
Постановка звука [й].
За исходный берем слог «за» (используем зонд№5 и зонд№6). Отодвигаем язык вглубь рта. На первом этапе получаем «зя», на втором «я», на третьем «й».
Постановка звуков при помощи зондов Волковой Л.С.
Постановка свистящих
Постановка звука [с].
При многократном произнесении слога «та» между альвеолами и кончиком (а также передней частью) языка вводится зонд №2 и слегка нажимается вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, можно изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.
Постановка звука [ц].
Звук [ц] ставится от звука [т]
При произнесении слога «атс» зондом №2 логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд №2 между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести слог «та». В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык.
Постановка шипящих
Постановка звука [ш].
При повторяющемся произнесении слога «са» логопед под язык вводит зонд №5. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень подъема до появления звука [ш].
Аналогично осуществляется постановка звука [ж] от звука [з].
Постановка звука [ж] от звука [р].
При произнесении звука «р-р» с постепенным уменьшением силы выдоха, вводим зонд №5 под кончик языка, после этого просим ребенка сблизить зубы и округлить губы.
Постановка звука [ч].
Звук [ч] ставится от звука [т]
При произнесении слога «ти» или «ать» зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы.
Постановка соноров
Постановка звуков [р], [р ] аналогично методике Ф.А.Рау
Постановка звука [л]
Постановка звука [л] по подражанию удается крайне редко.
Наиболее эффективным способом постановки звука [л] является использование зонда №4.
Постановка средне- и задненебных звуков
Постановка звука [к], [г], [х] осуществляется аналогично методики Ф.А. Рау.
Используем зонд №5, зонд №6, зонд №7.
Постановка звука «й»
За исходный берем слог «за» (используем зонд №5, зонд №6, зонд №7). Отодвигаем язык вглубь рта. На первом этапе получаем «зя», на втором «я», на третьем «й».