Постановка звука
Постановка звука – это процесс выработки нового динамического стереотипа (правильной артикуляции фонемы). Сначала необходимо научить ребенка воспроизводить фонему хотя бы в изолированном виде. Опора на различные анализаторы в значительной мере облегчает воспроизведение новой артикуляции.
Процесс постановки звуков основан на реализации следующих приемов:
- Нужный артикуляционный уклад расчленяется на более мелкие движения, которые тренируются в процессе артикуляционной гимнастики, после многократного повторения эти артикуляционные движения объединяются, и у ребенка создается кинестетическое ощущение о положении речевых органов.
- Отработанные движения объединяются в комплекс и таким путем создается нужный артикуляционный уклад.
- При воспроизведении артикуляционного уклада включается голосовыдыхательная струя, и ребенок произносит звук.
После этого подключается слуховое внимание к звучанию фонемы. Для формирования навыков правильного произношения используется три способа: по подражанию, механический и смешанный.
По подражанию
Предполагается широкое использование всех видов контроля, что помогает ребенку сознательно воспроизвести необходимое движение или положение речевых органов и звучание фонемы. Ребенок должен рассмотреть расположение органов артикуляции логопеда (с помощью зеркала), ощутить характер воздушной струи и вибрацию гортани (тактильный контроль) и в процессе игры воспроизвести нужную фонему.
Механический способ
Предполагает механическое воздействие на речевые органы с помощью:
- постановочных логопедических зондов;
- шпателя;
- пальца логопеда или ребенка.
Этот способ основывается на постановке звука от каких-либо исходных словесных структур (за исходные берутся правильно произносимые звуки). Впервые постановочные логопедические зонды были введены Ф.А.Рау для постановки звуков у глухих детей, а за тем по причине высокой эффективности применения – нашли широкое применение у нормально слышащих детей-логопатов.
Ф.А.Рау предложены 7 зондов (6 – под номерами и шариковый зонд)
Применяются также постановочные логопедические зонды по методике Л.С.Волковой.
Л.С.Волковой предложены 7 зондов под номерами. Постановочные зонды Л.С.Волковой несколько отличны от зондов, предложенных Ф.А.Рау
/ВАЖНО/ При использовании зондов их применение не всегда совпадает с желанием ребенка. Необходимо провести психотерапевтическую работу, дать попробовать действие зонда в игровой форме.
Смешанный способ
Предполагает механическое воздействие плюс объяснение логопеда, а также показ правильной артикуляции логопедом. Сначала целесообразно рассказать, а затем применить механическое воздействие – зонд.
Логопедические занятия по постановке звуков проводятся в индивидуальной форме, особенно когда требуется механическая помощь или при смешанном способе постановки.